Сайт музыкального руководителя

Патриотическое воспитание дошкольников

 Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту.

Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Всю работу в этом направлении я разбила на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждый блок отдельно.
1 блок Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому, что как раз был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Моя задача как музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка на моих занятиях звучит как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

Начиная со старшего возраста я использую русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

2 блок Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
а) Народная песня
Русская песня – это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
После разучивания песни распределялись роли между детьми. Вместе выбирали костюмы, которые подошли бы для этих героев. Затем детям было предложено сыграть на музыкальных инструментах. Дети очень старательно осваивали мелодию песни.
б) народная хореография
На музыкальных занятиях знакомлю детей с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др.
Первое знакомство детей с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Вот как мы даем элементы пляски «Гармошка». Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы выдели, как играют на гармошке? Да, ребята, русская гармошка – удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами идут в пляс. Вот посмотрите!». Воспитатель под русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде» выполняет элемент русской пляски «Гармошка». Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке. Разучивая элементы пляски, использую различные русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
в) народные игры
Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» т. д. все эти жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот старших групп уже пытаются внести в них свое.
г) игра на русских народных инструментах.
Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Ложки универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также имеют определенные музыкальные, акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. Работу игре на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, начинаю с их рассматривания, обращая внимание на красоту росписи, говорю: «Красивые ложки делают русские умельцы. Она украшает ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир».

Широко используем праздники «Ярмарка», «Масленница», «Пасха», «Праздник русской березки», «Ивана Купала» и др.
Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью я включаю в детский репертуар фольклорные произведения других народов (татарскую, чувашскую, мордовскую музыку).

Что же касается третьего блока работы, то есть – творчества современных
композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. На мой взгляд, большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е.Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама. близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Данная песня стала уже классикой для детей нашей страны. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ ( песня Ю.Слонова
«Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами.Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить»
муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
На праздник «День Победы» к ребятам приходят ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Список использованной литературы
1. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст]: учеб, пособие / М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова. - М.: Мозаика-синтез, 2010. – 49 с.
2. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: - М.: Мозаика-синтез, 2010.
3. Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Л. Малахова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-253 с.
4. Мельникова, Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: учеб, пособие / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. - М.: Гном-Пресс, 2009. – 256 с.
5. Мехнецов, А.М. Традиции народной культуры: итоги и перспективы комплексного изучения [Текст]: учеб, пособие / А.М. Мехнецов. - М.: Просвещение, 2001. - 113 с.
6. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализ. представления в автор. записи, нотной расшифровке и редакции [Текст] / Сост. Г.М. Науменко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. - 222 с.

17 октября 2015 в 14:58

Прикреплённые файлы:

Документ: Патриотическое воспитание дошкольников

Описание файла:

Файл называется: patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov_nhid8.ppt

Это официальный файл организации «Сайт музыкального руководителя», в нём содержится Патриотическое воспитание дошкольников.

Размер файла: 3,82 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.