Сайт музыкального руководителя

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

 Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:

· нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

·  нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

· нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

·  нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность,  кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная  мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2.  Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4.  Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности  и использую такие  формы организации музыкальной деятельности:  музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно  – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники. Нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства учит  детей сопереживать, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.

На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и  типовых, провожу  тематические, доминантные и сюжетные.  Но каким бы по виду  занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно нравственного развития, но основным видом является слушание музыки. 

Слушание Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно –нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к  ближнему.  Опираясь на программу  О.П. Радыновой  «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему.  Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной,  на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

· художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

·  художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

·  художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

·  художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в  процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.  В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и  привить любовь к ближнему,  умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. С раннего возраста, начиная с младшей группы (3 - 4года), на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к  «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам,  потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:

Танечка, баю, бай, бай!

 Не ложись на самый край-

Придет серенький волчок;

 Схватит Таню за бочок.

 А…. Баю-бай-бай! Усни…

 Малыши, напевая и качая в этот момент куклу,  вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают  произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии,  песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий  труд простого народа, сказки, сказания и былины.  Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен  Римского-Корсакова, М. И. Глинки,  А. Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде»,  «Дубинушка» и др.;  М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки  я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».  Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз. 

На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям  осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном -  на проясняющем слове. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной детям форме (наблюдение за сменой времен года, поводками животных.) Ребенку  легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Применяемый мной метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений  музыкального искусства. Внимание детей направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.

 Беседуя о музыке,  дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку, вальс – это танец, наездник - человек, скачущий на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент, а полонез – старинный танец. Детский словесный запас обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Играя в игру «Кто больше?», дети подбирают к веселой музыке слова: радостная, солнечная, задорная, смешная; к грустной – печальная, задумчивая, нежная, плавная. Пополняется  словарь  музыкальных  терминов:  «темп», «вступление»,  «запев», « припев»,  «динамика», «пауза», и  т.д.  Для наиболее успешного духовно – нравственного воспитания детей в процессе слушания  музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность  материала. Дети с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов,  опер, сказок. 

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие  задачи:

· воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

· эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;

· воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;

·  умение слышать себя и товарищей;

·  умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т.д.)

   Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Я ответственно отношусь к выбору  песенного репертуара. Изучая творчество В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и  самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня  вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она  учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. В таких песнях как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка.  Есть такое  человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

Музыкально - ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Помимо основных программных задач в  музыкально-ритмической деятельности детей, я ставлю следующие  задачи:

· воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе);

·  воспитание дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего  коллектива;

·  воспитание любви и гордости за свою Родину и, столицу нашей Родины -  город Москва, Армию, уважение к ее воинам; любви к матери, бабушке. 

Тщательно отобранный репертуар способствует решению этих задач: «Ходьба различного характера»  муз. И. Дунаевского «Песня о Родине»,  «Идет солдат по городу», муз. В. Шаинского;  игры: «Будь ловким!» муз. Н. Ладухина, «Наша Армия» муз. М. Красева, «Ловкие джигиты» муз. Р. Шумана,  «Плетень»,  «Гори ясно» р.н.м., обр. С. Бодренкова, «Ищи!» муз. Т. Ломовой и др.; хороводы: «К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен, «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой, «Дружат дети всей земли», муз. Д. Львова – Компанейца, сл. В. Виктороваи др.; парные и народные пляски: «Детский краковяк» муз. Т. Ломовой, «Кадриль» р.н.м., обр.Е. Туманян,  «Сударушка» р.н.м., обр. Ю. Слонова, «Бульба» б.н.м., обр. Т.Ломовой и др. 

  Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:

· выразительное исполнение музыки;

·  художественное слово;

·  показ движения;

·  образное сравнение;

·  игра, подговорки;

·  творческое задание, импровизация.

 Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений,  я отвожу подговоркам. Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:

Носок – пятка, перетоп,

Носок – пятка, перетоп.

Вот такие молодцы – Мы танцоры – удальцы! 

Припадаем, припадаем, Русский танец начинаем,

 Как лебедушки плывем, Хоровод мы наш ведем!

 Учитывая индивидуальные особенности детей,  текст подговорки мы произносим в разных темпах. С одними  – более сдержанно, с другими- более подвижно. Но в конечном итоге я стремлюсь к тому, чтобы все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе. 

Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  Асафьев Б.В.  Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада  - к начальной школе).-Воронеж,1998. Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988. Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004. Костина Э.П Камертон Программа музыкального  образования детей раннего и дошкольного возраста М.,2008 г.

17 октября 2015 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.