Сайт музыкального руководителя

Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребёнка

 «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудновато-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в это ми видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого. Особая роль принадлежит театру в решении задач, вязанных с воспитанием и развитием ребенка – дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течении 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать, персонажам, событиям, и в «процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

В настоящее время, несмотря на то, что работа с детьми по театрализованной деятельности получила научной обоснование и методическую проработку, театр остается «Золушкой» педагогики, и его судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога, которые не понимает его значимости. В первую очередь это связано с непониманием значимости театрально-творческой деятельности  в воспитании детей.

Во-первых, педагоги недооценивают коллективного характера театрализованной деятельности. Как и в сюжетно-ролевой игре, в процессе театрализованной деятельности от ребенка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.

Во-вторых, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Очевидно, что даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль «золушки». Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога по театрально-творческой деятельности так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительному искусству.

На страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику?» - это название статьи А. П. Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч». Автор знакомит читателей с новым понятием – «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) – и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.

Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Это все так, но необходимо обратить внимание на чрезвычайно важную особенность театральной игры – эта деятельность интересна всем – и детям и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом  процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.

К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику. Ну что ж, каков «заказ», таков и результат!

Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых и зрителей (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми - и, вроде бы, все до­вольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает.

Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен - детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами-марионетками?

А как можно работать иначе? Ведь критиковать-то легче, лучше «под­скажите, как нужно» — вот, пожалуй, любимый запрос воспитателей на кур­сах повышения квалификации. Действительно, многие педагоги ждут, чтобы на курсах им четко сказали «как», дали точный список тех атрибутов, кото­рые необходимы для организации работы с детьми, дали форму планирова­ния работы, конспекты занятий и т. д. Наверное, эти требования вполне обоснованы. Но тем, кто не может работать без конспектов, театрализован­ной деятельностью заниматься практически бесполезно, потому что путь этот игровой, то есть спонтанный, свободный, требующий способностей к экс­промту, импровизации.

И все же, искусство развития у детей воображения, фантазии, творче­ских способностей — педагогическое искусство — тоже опирается на опреде­ленные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаи­модействия.

Необходимо использовать методы и механизмы организации совмест­ного творчества, которые помогают организовать творческое общение ребен­ка и взрослого средствами театрализованной игры, вернее, с помощью спе­циальных приемов ее использования, то есть технологии. Преимуществом данной технологии является то, что ее можно успешно включать в работу с детьми, как в детском саду, так и в начальной школе, а также в группах крат­ковременного пребывания детей в ДОУ.

Действительно, сама форма организации театрализованной игры, пред­полагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимо­действия педагога с детьми равного возраста. При этом она позволяет вклю­чить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, матема­тическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные осо­бенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкаль­ным руководителем и др.) и родителями.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, во­ображение, стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухово­го, речедвигательного, кинестетического;

Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодикоинтонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключае­мость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, само­стоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызыва­ем активный интерес, увлекает их.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое зна­чение для всестороннего развития ребенка. Исходя из этого, можно сформу­лировать цели и задачи использования театрально-творческой деятельности и процессе обучения, воспитания и развития детей:

Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способно­стей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройст­вом театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каж­дому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответст­венно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа;

- развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естест­венно держаться при выступлении на сцене;

- способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;

- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, по­буждать  детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

- побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстети­ческой деятельности.

 

Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.). Данное положение уже является аксиомой, и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Список использованной литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1991.

3. Доронова Т. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М., 1997.

4. Доронова Т. Н. Играем в театр: учеб.-нагляд.пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

5. Доронова Т. Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности. – М., 1999.

6. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. – М., 2002.

7. Ершова А. П. Вреден ли театр дошкольнику? // Обруч – 1999. - №11.

8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2001.

9. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, - М.: Сфера, 2009 год.

10.  Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех возрастых групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса, 2003.

11.  Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.

12.  Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. – Н. Новгород., 2008.

15 октября 2015 в 21:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.