Сайт музыкального руководителя

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности.

. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Исследование  известных  учёных, педагогов  доказывают  возможность  и необходимость формирования  у ребёнка  памяти, мышления, воображения  с очень  раннего  возраста.

Не является исключением  и возможность  раннего  развития  музыкальных  способностей у детей. Есть  данные, которые  подтверждают  факты  влияния  музыки  на формирующийся  в  период  беременности  женщины  плод  и положительное её  воздействие  на  весь  организм  человека  в дальнейшем.

Отсутствие  полноценных  музыкальных  впечатлений  в детстве с трудом  восполнимо  впоследствии. Важно, чтобы  уже  в раннем  детстве  рядом  с ребёнком  оказался  взрослый, который  смог бы  раскрыть перед ним  красоту  музыки, дать возможность её  прочувствовать. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  незаменимое  воздействие на  общее  развитие; формируется  эмоциональная  сфера, совершенствуется  мышление, ребёнок  делается  чутким к  красоте в искусстве  и в жизни. Музыка и музыкальная  деятельность, где чувства и эмоции  составляют главное  содержание, особенно  привлекательны  для  старшего дошкольника. Музыка – искусство «интонируемого  смысла» (Б.Асафьев), что и определяет  богатство  эмоционально- смыслового содержания  музыкальных  произведений. Благодаря  музыке  в ребёнке пробуждается  представление  о возвышенном, прекрасном  не только  в окружающем  мире, но и в самом  себе. Музыка  помогает  детям  познать мир, воспитывает  не только  их  художественный  вкус  и творческое  воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому  человеку, природе, интерес  к народам  своей  Родины  и других  стран. Так формируется  полноценная  личность, человек, способный  чувствовать  и сострадать.

Наиболее  благоприятного  периода  для  развития  музыкальных  способностей, чем детство, трудно  представить. Развитие  музыкального вкуса, эмоциональной  отзывчивости, обогащение  духовного мира  через высокохудожественные  образцы музыкального искусства  в детском  возрасте, создаст  фундамент  музыкальной  культуры человека, как части  его  общей  духовной  культуры  в будущем. С1989 года  началось  обновление  педагогического  процесса. Вышла в свет концепция дошкольного  воспитания, где были  изложены  новые  принципы  и подходы  к воспитанию  ребёнка- дошкольника. Самый  главный  принцип - это  гуманизация  в педагогике. Общение  взрослого  с ребёнком  предполагается  строить на  принципах  сотрудничества, учитываются  индивидуальные  способности  развития  ребёнка.

Современные  дети, дети третьего  тысячелетия  несут  в себе  вроде бы взаимоисключающие  друг друга  свойства  личности  -  они  раскованы, свободны, талантливы, умны, коммуникабельны и в то же время  закомплексованы, неуверенны  в себе, не  владеют  способами  раскрытия  своих  возможностей, конфликтны  и  агрессивны. Естественно, это  результат  тех  перемен, которые произошли в нашем  обществе  в  последние  годы  и, конечно, затронули  жизнь каждой  семьи и  каждого ребёнка. Огромный  информационный  поток, льющийся на малыша  с экрана  телевизора, разнообразие звучащей  отовсюду  музыки, наполняют детские  головы хаотичной  суммой знаний  и какофонией  звуков, а заложенный  в ребёнке  огромный  творческий  потенциал  оказывается  нереализованным. Как  помочь ребёнку  реализовать  свои  музыкально-творческие  способности  в стенах  дошкольного  образовательного учреждения, сохранив  при  этом  его  индивидуальность, учитывая  его  потребности, интересы  и  склонности?

Дошкольники - это  самые  любознательные  и  творческие  люди, они  не  терпят  скуки. Их  интересует  всё, что  происходит  вокруг, а искусство  действует  на них  просто  завораживающе, особенно  музыка, песни, танцы. Дошкольники  очень любят  выступать перед  аудиторией, радуются  возможности  показать  своё  творчество. Приобщение  детей  к музыкальному  искусству  в детском  саду  осуществляется  в процессе  освоения  всех видов музыкальной  деятельности, в основном через  музыкальные  занятия, а также  на праздниках, развлечениях, в повседневной  жизни. Особое  внимание  уделяется  музыкально-театральной  деятельности. Разностороннее  влияние  этой  деятельности  на личность  ребёнка позволяет  использовать её  как одно из эффективных  педагогических  средств. Именно  поэтому  в требованиях к содержанию и методам  работы  в дошкольном  учреждении  выделен  раздел «Развитие  ребёнка в театрализованной  деятельности».  В  нём  подчёркивается, что педагог  обязан  создавать  условия  для  развития  творческой  активности, развивать  способность  раскрепощённо  держаться  при выступлениях, приобщаться к  театральному  искусству. Через театральную  деятельность происходит  не только активное  приобщение к  музыкальному

искусству, но  и  решается  задача, выдвинутая  ведущими  педагогами  и  психологами,- гуманизация  педагогического  процесса, создание  эмоционально-благоприятной  обстановки  для  каждого  ребёнка, развитие его  личностных  качеств  и  творческих способностей. «Искусство  музыки  и  искусство  театра в сочетании  действуют  с огромной  силой, наиболее  полно расширяют  круг эмоционального  восприятия  ребёнка» (И. Сац « Детский  музыкальный  театр», М., «Композитор», 1993).

. АНАЛИЗ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО  ПРОБЛЕМЕ

1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ И  СОВРЕМЕННЫЕ  ПУТИ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-

ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Природа  щедро  наградила  человека. Она дала ему всё  для того, чтобы  видеть, ощущать, чувствовать окружающий  мир. Она  позволила  ему слышать  всё многообразие существующих  вокруг  звуковых  красок. Прислушиваясь к собственному  голосу, голосам  птиц  и  животных, таинственным  шорохам  леса, листьев  и завыванию  ветра, люди  учились различать  интонацию, высоту, длительность. Из необходимости  и умения  слушать и слышать  рождалась  музыкальность – природой данное человеку  свойство.

Что же такое  музыкальность? Специалисты  определяют её как комплекс  способностей, « развиваемых  на  основе  врождённых  задатков  музыкальной  деятельности, необходимых для  успешного  её  осуществления» (психолог Б.М. Теплов), позволяющий  человеку  активно  проявлять  себя  в различных  видах  музыкальной  деятельности: слушании  музыки, пении, движении, в музыкальном  творчестве. Развитие  музыкальных  способностей – одна из главных задач  современной  дошкольной педагогики. Следует  упомянуть о различии  понятий:

- музыкальные  способности - музыкальность музыкальная  одарённость Б.М. Теплов  выделял: 1. Общие  способности  для  музыкальной  деятельности (творческое  воображение, вдохновение, внимание, творческая  воля, чувство  природы).

2. Музыкальные или  специальные (лад, ритм, динамика, тембр, темп, мелодический, гармонический  слух). Если  у ребёнка  развиты  общие  и музыкальные  способности - это музыкально-одарённый  человек. Н.А.Ветлугина  делит  музыкальные  способности  на эмоциональный  компонент  и слуховой. Выделяет две основные  музыкальные  способности: ладовый  слух и чувство  ритма. А Б.М. Теплов  выделял  три  основные музыкальные  способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые  представления, чувство ритма.

Способности  Б.М. Теплов  определяет как  индивидуально- психологические способности человека, имеющие  отношение к успешности к какой-либо  деятельности. Они не сводятся  к наличию навыков, умений, знаний, но могут объяснить  лёгкость и быстроту их  приобретения. Музыкальные  способности, необходимые  для  успешного  осуществления музыкальной  деятельности  объединяются  в понятие  музыкальность. Понятие  музыкальность не исчерпывается  несколькими  основными  музыкальными  способностями, ещё могут быть  включены  в музыкальное  мышление  исполнительские творческие  способности ( тембровый  и динамический  слух). Именно наличие их  у каждого  наполняет слышимую  человеком  музыку  новым  содержанием, именно они  позволяют  подняться на вершины более глубокого  познания  тайн музыкального искусства. Однако, главное, по  мнению  учёных, заключается  в том, что эти  способности не  столько  проявляют  себя в музыкальной  деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж  интересная и обязательная  наблюдается  закономерность. Поэтому и  относят  педагоги умение  понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься  музыкальным  творчеством  также  к понятию  «музыкальность». Итак, чем активнее  общение  ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он  становится, чем более музыкальным  он становится, тем  радостнее  и желаннее новая  встреча  с ней. Видный  психолог Б.М. Теплов  писал: «В наиболее  прямом и  непосредственном  смысле  содержанием  музыки  являются  чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки  является то, что она  может с огромной  непосредственностью  и силой  передавать  эмоциональное  состояние  человека, всё  богатство  чувств  и оттенков, существующих  в реальной  жизни. Благодаря тому, что музыка  представляет  собой  временный  вид  искусства ( в отличии от  живописи, скульптуры) она обладает  возможностью  передавать  смену  настроений, переживаний, динамику  эмоционально- психологических  состояний. Каждое музыкальное  произведение  имеет, таким образом, некую «чувственную  программу» (термин  психолога  В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во  времени. Музыка  может изображать  какие-либо  конкретные  явления  действительности: шум волн, завывание  ветра, плеск ручейка, пение птиц – путём  звукоподражания. Выразительность  всегда  присуща  музыке, а изобразительность  имеет  вспомогательное значение. Выразительность  языка музыки  во многом  сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза  о  происхождении  музыки  из речевых  интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между  музыкой и речью много  общего. Музыкальные  звуки, так же  как и речь, воспринимаются  слухом. С помощью  голоса  передаются  эмоциональные  состояния человека: смех, плач, тревога, нежность, радость  и т.д. Интонационная  окраска в речи передаётся  с помощью тембра  высоты, силы голоса, темпа  речи, акцентов, пауз. Музыкальная  интонация  обладает теми же  выразительными  возможностями. Б.В. Асафьев  научно  обосновал взгляд  на  музыкальное  искусство как интонационное  искусство, специфика  которого заключается в том, что оно  воплощает эмоционально-смысловое  содержание  музыки  подобно тому, как внутренне  состояние  человека  воплощается  в интонации  речи.

Речевая  интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли  говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная  речь  человека  отличается  быстрым  темпом, непрерывностью или наличием  небольших пауз, повышением  высоты, наличием  акцентов. Музыка, передающая  смятение, обычно обладает теми же  чертами. Скорбная  речь человека, как и музыка (тихая, медленная)  прерывается  паузами, возгласами.

Многие  исследователи: Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, К.Орф, Н.А.Ветлугина  говорили о необходимости сочетания  обучения и творчества. Само  музыкальное  творчество рассматривается  многими как  средство развития личности, как путь вовлечения  детей в музыкальное  искусство  и музыкальную  деятельность. Именно в деятельности появляются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня – сознания и переживание музыки, её исполнение и сочинение.

Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка. Вот главные из них: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад. Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов -  интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту) «Убаюкивающую», терцевую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях.

Детям можно предложить следующие задания: «Как поёт труба?», «Спой музыкальное приветствие лесным жителям», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную», пропеть «Что ж это такое?» - с удивлением, сердито, с сожалением и т.д.

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени.

Детям предлагаются задания следующего типа: «Вспомни марш, вальс, польку и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно нужно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш – чёткий, подвижный; вальс – нежный, плавный; полька – задорная, весёлая, лёгкая).

Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т.е. владение ладом. Лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодий, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Для этого удобны задания:

«Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает);

Самостоятельное нахождение устойчивого звука (тоники);

Ориентировка мажорного и минорного ладов: «солнышко и дождик», «весёлый и грустный колокольчик».

Ситуации, придуманные самими детьми, или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица хитрой. Волк может быть злой, голодный, а может быть ласковым, весёлым папой для своих волчат.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, является важным показателем музыкального развития.

Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком…), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Для полноценного творчества в ритмике играет большое значение оснащение данного вида музыкальной деятельности всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развёртывания игр и танцев.

Очень полезно для всех детей психогимнастика, особенно тем, у которых чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т.д. Эти реакции встречаются у детей с неврозами, лёгкими задержками психического развития, с другими нервно-психологическими расстройствами, а также и у детей практически здоровых.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучении элементам технике выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков расслабления. Всё это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённых в упражнениях психогимнастики, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

В старшем возрасте широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

Контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей

(боевого и шутливого);

Контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес – птичка поёт весело и грустно);

Контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков – весёлое, нежное, светлая грусть и грусть – жалоба и т.д.

Рекомендуется подобное задание давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

В старшем дошкольном возрасте дети способны запоминать, а затем повторять свои импровизации, т.е. сочинять несложные мелодии. Помогая ребёнку запомнить наиболее удачную мелодию, сочинённую им, педагог пропевает её сам, а затем вместе с ребёнком, просит сочинить слова («Чтобы получилась песенка»).

Один из приёмов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей – аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением.

Звучание придуманной ребёнком мелодии с аккомпанементом, сочинённым взрослым, придаёт «произведению» законченный вид, что радует детей, стимулирует творчество.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский утверждал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

У всех детей можно и нужно развивать музыкальные способности?

Немецкий психолог Г. Ревеш признаёт врождённость музыкальности, утверждает, что развивать музыкальность можно только у людей, у которых она имеется от природы, люди, не обладающие музыкальностью, не могут воспитать её в себе.

Американский психолог С. Сишор рассматривает музыкальность, как сумму отдельных способностей (их насчитывается 25) и в конечном итоге сходится с Г. Ревешем, признавая врождённость музыкальности.

Психолог Б. М. Теплов опровергает утверждение С. Сишора. Приводит данные, свидетельствующие о том, что в результате упражнений звуковысотная чувствительность развивается, улучшается с возрастом, повышается в результате музыкальной деятельности.

Б. М. Теплов признаёт врождёнными некоторые особенности предрасположения, задатки. «Способности – понятие динамическое. Существует в движении и развитии». (Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей»). Поэтому отбор музыкальных и немузыкальных детей стоит решать, подходя тактично и профессионально.

В. А. Сухомлинский считал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека». Таким образом, музыкальные способности развивать можно у всех, было бы только желание, профессиональная грамотность, профессиональный подход.

Важный вывод сделан Б. М. Тепловым. «Не в том дело, - пишет учёный, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б. М. Теплов «Психология индивидуальных различий»). 

2.ФОРМИРОВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА  В

 МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ребёнок, слушая  музыку, воображает, представляет  образы  её  содержания, поёт, импровизируя  несложные  мелодии, составляет  простейшие  композиции  танцев, импровизирует  на  детских музыкальных  инструментах. Таким образом , обогащается  творческий  опыт детей, которым  они делятся друг с другом. В результате  у ребят развивается  эмоциональное отношение к музыке, появляются  первые  оценки  произведений, интенсивно  формируется  музыкальный  слух. Если  ребёнок  способен  искренне, непосредственно, увлечённо  выразить своё отношение  к исполняемой им песне, танцу, то его исполнительская  деятельность приобретает  творческий оттенок. Процесс музыкального познания  в атмосфере  творчества  несёт в себе  развивающий  характер. Для  детей  музыка никогда  не бывает  чем-то изолированным, она всегда является  частью их жизни.

Работая  по программе «Камертон», мы приобщаем детей к творчеству, вводим их в мир  волнующих, радостных переживаний, открываем  им путь  эстетического  освоения  жизни в рамках, доступных их возрасту, и  тем самым  способствуем формированию всесторонне развитой  личности, находящейся  в гармонии  с собой  и внешним миром. Задачи, направленные  на  поиск  и пробуждение  творческой  выразительности и активности  детей, в программе «Камертон»  основаны на  ПРИНЦИПЕ  ЦЕЛОСТНОСТИ. Для  успешного музыкального  развития и  воспитания  ребёнка  важно, чтобы  творческий  опыт  ребёнка  формировался системно  во всех  видах музыкальной деятельности (в песенном, музыкально- игровом, танцевальном творчестве, в игре на детских  музыкальных инструментах). Проявление  детского творчества  в каждом  виде  музыкальной  исполнительской  деятельности  является  вершиной  музыкального  развития ребёнка. В своей  работе  с детьми  вопросам  музыкального  творчества я придаю важное  значение и занимаюсь ими  уже  давно. Меня всегда  удивляла и  восхищала  детская  изобретательность, образное восприятие детьми  окружающего  мира и их колоссальные творческие  возможности. Однако к умению творить  детей  нужно побуждать  очень рано,  формировать в системе  музыкальный  вкус, добиваться  устойчивых умений, затем  навыков высокого  уровня  в каждом виде музыкальной  деятельности. Анализируя  программу «Камертон», мы выделяем  по данному  направлению  два блока задач:

1. Побуждение детей  к выразительности  и  творчеству в  исполнительской деятельности;

2. Формирование музыкального творчества детей.

Остановимся на формировании собственного музыкального творчества детей.

В ясельном и младшем возрасте происходит формирование первичных творческих проявлений.

Со средней группы осуществляется система в развитии детского творчества во всех видах музыкальной деятельности.

В нашем детском саду мы начинаем приобщать детей к творчеству с раннего возраста. Сначала побуждаем их к восприятию музыки, к постижению её эмоционального содержания, и лишь затем побуждаем детей к творческим проявлениям. Малыши этого возраста отличаются непроизвольностью, природной интуицией, готовностью к импровизации, поэтому очень важно поддержать проявления творческого начала у детей, оставлять за ними право и возможность действовать по своему усмотрению. Чтобы процесс творчества постоянно обогащался, мы стараемся создать на музыкальных занятиях атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, пытаемся разбудить их фантазию, способность сопереживать происходящему; и строим свою работу с детьми на единых подходах во всех видах музыкальной деятельности. Что это означает? А то, что детское творчество в данном возрасте на конкретном занятии должно проявляться в разных видах музыкальной деятельности через единый образ, например, через образ зайки. Зайка устал, захотел отдохнуть. Предлагаем детям послушать «Колыбельную». Слушая музыку, дети проникаются её настроением, им хочется покачать зайку и спеть ему свою песенку. Когда зайка поспит, он может потанцевать вместе с ребятами, а затем поиграть с ними. Так, любимая игрушка помогает детям проявить зачатки творческих импровизаций в разных видах музыкальной деятельности.

Дети раннего  возраста  имеют  большие  потенциальные возможности для

развития  творческих  проявлений, и важно это  учитывать.

ВО  ВТОРОЙ  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ. (4 ст.)  Продолжаем  активизировать первичные  творческие  проявления  детей. Что нового  имеется  у них?  У детей  этого  возраста ещё  не  достаточно  музыкального  опыта, но постепенно  они его  приобретают. Дети  начинают  самостоятельно  проявлять  собственное  видение  выразительности  движений, хотя  эти  движения, как правило, однотипны. В своих  певческих  импровизациях дети могут  передать  характер «колыбельной», « плясовой», « марша», звуки различных  жизненных  ситуаций.

Если 1 этап- формирование  предпосылок

музыкально-творческого  проявления игра на  комбинации звуков (динамика, высота, длительность).Свойство музыкального  звука становится  выражением в различных жизненных ситуациях, то

2 этап- выполнение  простейших  творческих  заданий на занятиях, основным условием проведения  которых является  игровая  ситуация

(естественность). Простейшие творческие задания ( на звуковысотность, тембр, динамику звука). Выполнение заданий детей направленно на множественность вариантов. Если дети затрудняются  я даю собственный  образец. « А ты сделай  по-другому…». Простые  творческие задания:

а) игра с машиной. Большая и маленькая машина (би-би-би).

б) игра с птичкой. Как поёт большая и маленькая птичка?

в) как скачет лошадка? Быстро или медленно (устала).

г) игра на бубне (громко-тихо)

д) Позвони в колокольчик. Как идёт дождик?

Все задания должны проводиться с хорошо звучащими инструментами.

3 этап - выразительность в певческих и игровых проявлениях детей. Усвоение  детьми интонации и ритма как основы  средств интонации детей.

а) Сыграть плясовую кукле, а другие дети должны  поплясать.

б) Один ребёнок на бубне играет как идёт мишка, прыгает зайчик, бежит мышка, а другие дети должны угадать кто как идёт?

в) Передать в движении некоторые песни. Например, Раухверг «Птичка».

  Ребёнок  показывает, как птичка прилетела, села и улетела.

г) Спеть как заболел петушок, и как спел когда  выздоровел. д) Исполнить  «плясовую» и «колыбельную» для куклы Э.П. Костина « Кукла  Катя».

В ясельном  и младшем  возрасте  происходит формирование  певческих творческих  проявлений.

 Со  средней  группы –  осуществляется  система  в развитие  детского  творчества  во всех  видах  детской  музыкальной  деятельности. Чтобы  процесс  творчества  постоянно  обогащался, мы  стараемся  создать на  музыкальных  занятиях  атмосферу  свободного  выражения  чувств и мыслей, пытаемся  разбудить  фантазию, способность  сопереживать  происходящему, и строим  свою работу  с детьми на единых подходах во всех  видах музыкальной  деятельности через единый  образ, например, через образ зайки (зайка  устал, захотел  отдохнуть. Предлагаем детям послушать «Колыбельную» для  него. Дети проникаются  её настроением, им хочется покачать зайку и спеть ему свою  песенку. Когда зайка поспит,  он может потанцевать вместе  с ребёнком, а затем  поиграть с ним. Так, любимая игрушка помогает  детям  проявить  зачатки  творческих  импровизаций в разных  видах музыкальной  деятельности. Что объединяет различные пути формирования  музыкального  творчества в различных  видах музыкальной деятельности? А  объединяет их целостность музыкального  искусства, которая  всегда  имеет образ, в данном случае- конкретный  образ. Наша задача – максимально развивать  воображение детей, учить их мыслить и воспринимать образ целостно, а потом уж подводить их к дифференцированному восприятию и исполнению, т.е. ориентировать на понимание языка  музыки: динамики, регистров, ритма и темпа. Важно, чтобы  обучение и творчество  всегда шли параллельно.  К моменту  освоения  АЗБУКИ 5 ступени музыкального творчества  дети уже владеют определённым  музыкальным  опытом и могут  передать в различных  импровизациях  характер и содержание не только конкретного музыкального образа, но и ОБРАЗА  В  РАЗВИТИИ. Важно чтобы  ребята  глубоко  прочувствовали особенности  музыкального образа и художественно-творчески могли  передать его в различных  видах  музыкальной деятельности, а для этого необходимы прочные  умения и навыки. У детей 5 СТУПЕНИ  их музыкального развития  продолжается  системное  обучение. В пении  они способны  импровизировать интонации

 просьбы, гнева, петь своё имя в различных  вариантах. В своих творческих движениях они  уже более свободны и естественны, могут самостоятельно менять их в связи с изменением характера музыки, а также сопровождать импровизацией на музыкальных инструментах, которые способны самостоятельно подбирать по тембру. Если в младшей группе дети импровизируют конкретный образ, то в средней группе они пытаются изменять этот образ в соответствии с двухчастотной формой музыки и в песенной, и в инструментальной, и в танцевально-игровой импровизации. Например, слушая первую часть пьесы М. Карасёва «Зайцы и лиса», дети превращаются в шустрых, озорных зайчиков и веселятся на полянке, с удовольствием импровизируют свою песенку на заданные слова. Они хорошо чувствуют шутливое настроение музыки и передают его в различных видах музыкальной деятельности. Во второй части характер пьесы меняется, и образ заек тоже. Зайки напуганы, дрожат, хотят спрятаться. Музыка побуждает детей изменить настроение и характер их импровизаций.

К 6 СТУПЕНИ музыкального  образования  дети, вслушиваясь в музыку, умеют  « размышлять  о ней», понимать средства музыкальной  выразительности, настроение музыкального  произведения, определять его жанр, искать способы  выражения  характера музыки  через  своё  исполнительство. Они с удовольствием  реагируют на творческие  задания, выполняют их  осмысленно и достаточно  свободно и выразительно  передают  особенности  развития  музыкального образа, а также  взаимодействие  двух  образов в различных видах музыкальной деятельности Дети способны  самостоятельно придумать не только отдельные  движения, соответствующие  характеру  музыки, но и несложные  композиции, в которых есть развитие  сюжета и взаимодействие  двух, а в подготовительной группе  трёх и более  персонажей. Формируя  первоначальные  творческие  проявления в самостоятельном поиске певческой  интонации, важно развивать у детей ладовое  чувство. И большую  помощь в решении этой  проблемы мне оказывает  методика  развития  музыкальных  способностей детей « Музыкальные  ступеньки» Георгия  и Любови  Струве, где используются : зрительный, слуховой, двигательный  анализаторы (вижу-слышу-действую-пою). Применять названную методику я начала со средней  группы. В результате дети не только  научились слушать, как звуки  «ладят» между  собой, но и, используя  ручные  знаки, координировать  голос  со слухом, ритмично исполнять свои  творческие  задумки  в любом  виде музыкальной  деятельности. Осваивая  азбуку 7 СТУПЕНИ, дети уже имеют  богатый  музыкальный  опыт. Таким  музыкально развитым  детям  легко  проявлять своё творчество в исполнении  песен  различной  тематики, характера, импровизировать  мелодии на заданный текст и свои собственные  стихи (в мажоре или в миноре), исходя из содержания  текста, а в импровизации на музыкальных инструментах  сочинять  мелодии на предложенные  стихи  конкретного  содержания. Они могут даже  сочинить  музыку  таинственного характера, самостоятельно  придумать и сочинить  новые  игры, танцы (на  основе вариаций  знакомых движений), моделируя  формы, характер движений, а затем объективно  оценить  свои творческие  импровизации. Итак, можно сделать вывод, что музыкальное творчество ребёнка формируется  на основе  приобретённого им музыкального опыта. Такой подход  к формированию  опыта  музыкального творчества  детей, предлагаемого в программе «КАМЕРТОН» обеспечивает  грамотный  процесс  обучения  детей музыкальной  деятельности, что облегчает ребёнку пути постижения  музыкального искусства.

Особое  место в настоящее время  в образовании детей занимает МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ. В исследованиях  видных  учёных (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, Н.И. Непомнящей и др.)  доказано, что метод моделирования  в дошкольном  образовании  выполняет важную  функцию, являясь основой для анализа новых умений и переноса их  в другие виды деятельности. Моделирование  музыкальной  деятельности  осуществляется, как в других видах  детской  деятельности, на принципе замещения  реальных объектов предметами, схематическими  изображениями, знаками. Вопросами использования  метода  моделирования  музыкального  воспитания  детей  занимались  многие  видные  учёные (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.П. Радынова  и др. ). Заняться проблемой  моделирования  мне помогла  программа «КАМЕРТОН». Автор программы Э.П. Костина предлагает  системно использовать  метод  моделирования  с детьми  младшего и старшего дошкольного  возраста  во всех видах  музыкальной  деятельности: слушании, пении, музыкально- ритмической  деятельности, игре на детских

музыкальных  инструментах с помощью условно- образных  и условно- схематических  моделей. Сама структура программы «КАМЕРТОН»  по возрастным  ступеням  освоения  музыкальной  деятельности  дала  возможность мне как педагогу- практику  увидеть  перспективу  использования  метода  моделирования в музыкальном  развитии детей, в их  поступательности  от «простого» к «сложному». Использование  методики музыкального образования с использованием метода  моделирования помогает развить музыкальное восприятие у дошкольников более тонко, обеспечивая  успех в освоении знаний, умений и навыков  во всех видах музыкальной  деятельности.

В  ходе  исследования  решались  следующие  задачи:  

1. Разработать по рекомендации Э.П. Костиной  и апробировать на практике модели: предметно- образные, предметно- схематические  помогающие в развитии  у детей  музыкального восприятия.

2. Выявить  возможности  детей, используя модели  в качестве вспомогательного  средства  во всех видах музыкальной деятельности.

3. Выявить  возможности метода моделирования в развитие музыкального восприятия  у дошкольников  во всех видах музыкальной деятельности.

Известно, что в усвоении любой информации восприятие играет важную роль. Как помочь дошкольникам услышать музыку, понять её, запомнить? Понимать «язык» музыки ребёнку легче, если он эмоционально воспринимает и откликается на неё. Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки: восприятие музыкального произведения – музыкальные впечатления от прослушанной музыки – понимание, осмысление эмоционально-образного содержания произведения – повторное восприятие музыки. При первом прослушивании музыки предусматривается целостное восприятие произведения и осмысление его общего эмоционально-образного содержания. И лишь при повторном слушании музыки я обращаю внимание детей не только на художественное воплощении музыкального образа, но и на отдельные музыкальные средства, помогающие воплотить этот образ в музыке. Здесь и используется метод моделирования.

Детям, овладевающим четвёртой ступенью музыкального образования, перед прослушиванием музыки Л. Бетховена «Весело-грустно» предлагается поиграть в композиторов: показываю две карточки: с изображением весёлого лица и грустного. Я предлагаю определить настроение и рассказать: какую музыку они сочинили бы, если бы были композиторами? Дети быстро справляются с поставленной задачей. Затем даю слушать музыку Л. Бетховена, которую малыши воспринимают эмоционально.

На пятой ступени аналогично происходит слушание музыки А. Гречанинова «Котик заболел», «Котик выздоровел» (использую карточки – модели, отличающиеся контрастным цветом); далее музыка П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла». При таком подходе, после такой предварительной работы, музыка воспринимается гораздо эмоциональнее.

При восприятии музыки Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка» использую 6 карточек: по цвету (серая, коричневая, жёлтая) и соответствующим настроению выражением лица. При восприятии музыки С. Прокофьева «Дождик и радуга» мною использовались карточки не только разные по цвету, но и с изображением радуги и дождя.

В пьесе С. Майкапара «Семимильные шаги», дети учатся видеть развитие образа, здесь я предлагаю детям смоделировать пьесу движениями – шагами. Ребята не только рассказывали, как бегут семимильные сапоги, но и старались показать эти шаги: в начале шаги были огромные, а затем они становились более мелкими и лёгкими. Мне, как зрителю, было видно, что восприятие музыки детьми было достаточно глубоким: они чувствовали усиление звука, ускорение и замедление темпа.

Пьесу Э. Грига «Шествие гномов» после разбора я предлагала детям смоделировать при помощи музыкальных инструментов (оркестровать). Здесь я увидела, как дети выбирают инструменты по тембру, учитывая соответствие характеру музыки.

При слушании  симфонической  сказки  С. Прокофьева «Петя и волк» я использовала  условно- образное  моделирование (картинки- модели), на которых  изображены  исполнители- музыканты  с соответствующем  инструменту  персонажем  сказки. Использование  таких моделей  помогает детям  не только  более тонкому  восприятию  музыки, но и запоминанию тембра музыкальных инструментов. При дальнейшем  слушании музыки целостное  восприятие  её становится  гораздо  богаче, т.к. дети уже  откликаются не только сердцем, но и умом. Также  мне хочется  отметить ещё один метод моделирования - это воплощение детьми в рисунках  своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной  музыкой. Чем глубже и тоньше чувствует ребёнок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Если на 4 и5 ступени музыкального образования детей использовались карточки разные по цвету, то с детьми более старшего возраста я и педагог по изобразительной  деятельности  решили  усложнить задачу используя краски и кисть. Но к рисованию можно приступать только тогда, когда дети хорошо знакомы с музыкальным произведением, глубоко прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Некоторые дети сначала теряются, задают вопросы: «А что надо рисовать?», «Какой краской рисовать?». Они ждут конкретного задания, образца, постоянного контроля. Я предлагаю нарисовать то, о чём рассказывает музыка: « Нарисуй то настроение, которое передаёт музыка. Какие краски могут передать это настроение? Вспомни, какого цвета карточки ты использовал  при прослушивании произведения». Очень  эффективным является совместное  рассматривание и обсуждение рисунков. Показывая детям рисунок и обязательно похвалив его автора, спрашиваю у ребят:

«Созвучен ли рисунок музыке?» Какое она передаёт настроение? Удалось ли воплотить его в красках?» Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь. Например, радостная  музыка чаще всего связана с яркими красками, печальная или вызывающая чувство страха- с тёмными  тонами, ласковая – с нежными  цветами. Если раньше дет использовали карточки разного цвета, то здесь  они  начинают  как бы «  играть красками»: смешивают их, получая разные оттенки, сравнивают их, со  звучащей музыкой - учатся  «видеть»  музыку. Для лучшей организации занятия  целесообразнее на  отдельной  кассете  записать несколько раз одно и тоже музыкальное произведение, которое дети  будут «рисовать». Это даст возможность педагогу  не  отвлекаться и не нарушать творческий настрой детей. Музыка, воплощённая в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми, они радостнее откликаются на неё. Рисунки детей показывают высокий уровень  музыкального восприятия. Предварительному  развитию интеллекта  детей  способствует соблюдение  мной логики  приобщения  детей  к слушанию музыки, такая логика  прослеживается  в предлагаемом  программой «КАМЕРТОН»  репертуаре. Первоначально дети слушают  музыкальные пьесы, в которых художественно-музыкальный  образ дан без развития. (4 ступень) далее подбираются  музыкальные  произведения, в которых музыкальный  образ  дан в развитии. (5 ступень). Затем дети слушают музыку в которой довольно  чётко можно  различить взаимодействие двух контрастных музыкальных образов. (6 ступень). На 7 ступени  музыкального образования дети  могут воспринимать музыкальные пьесы, в которых  представлено 2-3 образа, причём недостаточно контрастных. Как отмечает  автор программы, данная  логика  ознакомления детей  с музыкальными произведениями обеспечит успех в развитии их музыкальности, познавательных  процессов, в частности, детского  воображения- главного достоинства  ребёнка дошкольного возраста.

Метод моделирования  успешно используется  мной  на занятиях при  восприятии, а затем разучивании песен. Например: при разучивании песни в младшей  группе « Есть у солнышка друзья» были сделаны условно- образные модели  с изображением  солнышка, петушка, девочки, мальчика, а при разучивании, в старшей  группе, р.н. песни «Патока с имбирём»- условно- образные  модели с изображением героев песни.

Одним из главных новшеств  программы «КАМЕРТОН» является  пение с использованием ручных знаков. Сами по себе ручные знаки - это уже условные  модели ступеней, которые интересны  детям даже раннего возраста. Например, песни-попевки выкладываются  ступенями, на которых поставлен номер ступени, полоска цвета, соответствующая  спектру радуги: 1- красный, 2- оранжевый и т.д. картинка ручного знака: 1-домик, 2- горка и т.д. и сам ручной знак. Начинается пособие с простейших попевок: «У кота-воркота», «Лесенка», далее усложняется по количеству фраз и движению мелодии: поступенное,  вверх и вниз, через ступень, скачками. В старшем дошкольном возрасте цветные полоски, картинки на ступенях убираются, остаётся лишь ручной знак и номер ступени. Работая с этим пособием , дети

 совершенствуют не только навыки чистого интонирования, но и игру на металлофоне.

Первое знакомство с ручными знаками  происходит ещё в раннем возрасте (приветствие: «здравствуйте, дети», «до свидания» ).

5 -3 -2 -1 -1

  Здра-вствуй-те де-ти- поёт музыкальный  руководитель

5 -3 -1 или  5 -3 -1 -1

Здра-вствуй-те.  Здра-вствуй, ко-тик- поют дети вместе с воспитателем.

5 -4 -3 -2 -1

До-сви-да-ни-я- поют дети  с музыкальным  руководителем  и воспитателем.

« Птички» 1 -1 -1 -1 -1 -1

Чик-чи –рик, чик-чи-рик- мама- птичка

1 (8)- 1(8)-1 (8)-1(8)-1 (8)-1(8)- птенчик

  4-ая Ступень  музыкального образования детей  « Птички», « У кота-воркота

  5-ая Ступень музыкального образования  детей – работа с пособием не только на занятии , но и в группе: попевки «У кота-воркота», «Лесенка»,

«Солнышко» и т.д. Дети поют попевки  самостоятельно, пропевая названия  ступеней, и со словами, используя  ручные знаки. На основании этого пособия в каждой группе сделан  музыкальный  конструктор  плоскостной, а также  объёмный ( автор Э.П. Костина), состоящий из отдельных ступенек. Вершиной  творчества  является  выкладывание  с помощью конструктора своей мелодии, проигрывание её на металлофоне и пропевание. Также  конструктор  нам послужил  в моделировании  структуры  песни, одинаковыми  фигурами  дети выкладывают  припев или повторяющийся  куплет, Также дети сами стараются выбирать цвета фигур соответствующие характеру песни, например, если песня весёлого характера, то фигуры дети используют  ярких  цветов, если же песня  грустного  характера, то и фигуры выбираются  соответствующего цвета. Метод моделирования  в пении очень  помогает, во –первых, дети чисто интонируют, быстро запоминают  мелодию и слова, выразительнее стараются  исполнить песню, они как бы, « чувствуют её, « пропускают через себя».И здесь  всё проходит логически: в начале дети моделируют  простейшие  попевки, затем, чем старше  они становятся усложняются  и задания. Условно-схематическое моделирование  музыкально-ритмической деятельности  особенно помогло  моим детям  при усвоении  танцев, хороводов, игр. В ритмике  содержание музыки, её характер, образы  передаются  в движении. Основой является  музыка, а разнообразные  основные  танцевальные, сюжетно-образные движения- это средство более глубокого её восприятия  и понимания. Были разработаны  модели  танцев, т.е. последовательность  танцевальных движений и их алгоритмы. Эти пособия  с детьми  сначала  усваивались на музыкальных занятиях  и лишь затем  передавались в группу.  Первоначально  давали  задания  составить последовательность  движений по образцу. Когда дети справлялись с этим  заданием, им предлагали составить последовательность движений по памяти. И третий, творческий этап- составление другого танца  из знакомых движений. К этой  последовательности  мы пришли не сразу, сначала пробовали разучить  танец, а потом  вносили карточки в группы. Методика овладения  моделированием (Э.П. Костина) 1.Ребёнку даётся карточка (образец), где всё представлено в завершённой форме (весь танец), а у ребят имеются  разрезные  карточки, и ребёнок по имеющему  образцу  составляет танец.

2. У ребёнка имеются  только  разрезные  карточки. Он по памяти (по представлению) выкладывает последовательность танца.

3. Ребёнку предложено из имеющихся карточек (в соответствие с музыкой) составить  другую композицию  танца. Это – творчество, которое используется  в старших группах детей дошкольного  возраста. Сначала вводится  условно-образное моделирование, когда передаётся характер, танцевальный  стиль (классический, народный, современный) и само движение. Постепенно (со старшей группы) вводится комбинированное  моделирование, где показано: 1. Последовательность танца, хоровода, игры.

2. Наиболее трудное  новое движение  представлено образно: на нём ребёнок фиксирует своё внимание  на  отдельных  действиях, т.к. в движении есть последовательность  действий, например, в «ковырялочке» - носик-пятка и т.д. Для алгоритмов хороводов  используем  условно-схематическое моделирование, где наносится на схему  каждый участник в виде треугольника (девочка)  и прямоугольника  (мальчик). Начиная со старшей группы, модели, в основном, делались комбинированными. Манипулируя  карточками, пытаясь сложить знакомую фигуру танца, у детей развивается продуктивное музыкальное мышление, т.е. интеллект. Играя, ребёнок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказывается на развитии его ума, эмоциональной сферы, воображения, музыкальных  способностей. Чтобы запомнить последовательность движений не надо танец повторять много раз от начала и до конца, дети запомнят его алгоритм  в игровой форме, упражняясь в выкладывании  последовательности танца, игры. Детям дошкольного возраста  очень нравятся  подобные занятия, в которых они используя моделирование, реализуют себя  в игровой деятельности- ведущей деятельности дошкольного образования. Э.П. Костина  в своей программе  отмечает, что детская  инструментальная музыкальная деятельность  обогащает музыкальный опыт детей, развивает вкус. В процессе овладения игрой на детских музыкальных инструментах, наши дети приобщаются  к совместному коллективному музицированию, которое в душе ребёнка оставляет неизгладимый след на все последующие года его жизни. Игра в оркестре развивает не только музыкальность ребёнка, она  способствует так же успешному развитию его психических процессов: 
Внимания, воображения, памяти и т. д., а также личностных новообразований, таких как самостоятельность. Освоение  музыкального репертуара  происходит по степени сложности и логики реализации задач программы «КАМЕРТОН». 1. Простые мелодии  (дети выполняют метроритмы на игрушках-самоделках-4 ступень музыкального образования детей);

2. Песенки- ритмы (играют на одной пластинке металлофона ритм песни, индивидуальная с педагогом  и самостоятельная  работа по разучиванию попевок на металлофоне из пособия по ручным знакам- 5 ступень музыкального образования детей);

3. Инструментальные миниатюры  ритмический оркестр: в котором дети играют на разных инструментах; продолжение индивидуальной с педагогом  и самостоятельной  работы по разучиванию  более сложных  попевок  на металлофоне  с ручными знаками- 6 ступень  музыкального образования детей). 4. Несложные инструментальные  музыкальные пьесы  оркестр, состоящий из разных инструментов; продолжение индивидуальной  с педагогом и самостоятельной  работы по разучиванию  попевок в объёме до октавы на металлофоне  из пособия с ручными знаками- 7 ступень музыкального образования  детей.) При обучении детей  игре на музыкальных  инструментах также широко используем  моделирование последовательности  игры  на различных  инструментах. Данная логика  реализации  музыкальных образовательных задач  приобщения  дошкольников  к игре на детских музыкальных инструментах  обеспечивает успешность  музыкального  развития детей, поскольку  предусматривает  спокойный четырёхлетний музыкально-образовательный  процесс. Таким  образом, методика музыкального образования с использованием метода  моделирования  развивает более тонкое музыкальное восприятие  дошкольников, обеспечивая  успех в освоении знаний, умений и навыков  во всех видах  музыкальной деятельности. «Главное- по мнению Э.П.Костиной - ребёнок должен сам желать освоить музыкальную деятельность , а педагог призван  помочь ему в её овладении». Моделирование  как раз и есть тот особый вид совместной деятельности  педагога и ребёнка. Использование  моделей не только  способствует быстроте, прочности овладения  умений и навыков, не только  вносит в этот процесс  элементы  новизны, занимательности, проблемности, главное развивает и активизирует  творческую самостоятельность  детей и стимулирует  музыкальное творчество детей , при  этом дети  получают  положительный  эмоциональный  заряд, что способствует качественному музыкальному  образованию детей. Включение моделей в свою деятельность помогло мне добиться желаемых результатов  при реализации задач  программы  музыкального образования Э. П. Костиной «КАМЕРТОН».

В программе  « КАМЕРТОН» происходит  приобщение  ребёнка  к азбуке  7 СТУПЕНИ  музыкально- игрового, песенного , танцевального  творчества:

* Побуждать к творческой  самореализации в исполнении фиксированных танцев и постановочных  игр;

*Побуждать детей  к творческой  передаче действий  персонажей  в сюжетных  играх, образных  упражнениях  и этюдах;

* Побуждать к  проявлению собственного творчества в передаче выразительности  песни, в музыкально- песенных импровизациях.

*Побуждать придумывать новые танцы на предложенную педагогом музыку; * Побуждать ребёнка сочинять  свой  танец  на предложенную музыку по предложенному  условно-схематическому  рисунку и исполнить его.

* Побуждать к творческим  проявлениям  в импровизации на металлофоне и других инструментах.

ЗАДАЧИ  И МЕТОДИКА  ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ  И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ.

По  программе « КАМЕРТОН»  мы работаем последние 3 года, реализуем задачи  программы, основной  целью которой  является всестороннее полноценное  музыкальное  образование  детей  (обучение, воспитание, развитие). Программа  имеет  развивающий  характер, ориентирует  на опережающее  обучение, поэтому многие умения детей  совершенствуются в течение длительного  периода. Вершиной  исполнительской  деятельности   детей  является  проявление его творчества.

Вопросы  развития  творческих  способностей  и  воображения  детей  в блоке исполнительства  всегда были в сфере моих увлечений и интересов. На основе проведённой  диагностики  музыкального развития  дошкольника Э. П. Костиной  и диагностики  по выявлению уровня креативности ребёнка т.е. развитие  творческих  способностей мы сделали вывод, что дети испытывают  трудности  при решении  творческих задач. Это значит, что назрела  необходимость  повышения у детей уровня  продуктивного мышления во всех видах детской музыкальной  деятельности. Творческие способности и двигательное  воображение  может  развиваться  только при условии  целенаправленного  руководства  и правильной  организации  процесса  со  стороны  педагога. При  разработки  системного подхода развития  у детей  двигательного  воображения  и творчества в музыкально- ритмической  деятельности мы опирались на программу «Ритмическая  мозаика» Бурениной А.И. Для успешного  развития  детей , мы поставили перед  собой  следующие  задачи:

1. Разработать систему  обучения  детей  выразительным  движениям  и творческим  способностям  на основе  современных  программ  по музыкально-ритмической  деятельности.

2. Обеспечить комфортные  условия  для  развития  воображения  и творчества  дошкольников.

3. Внедрить  в работу  эффективные методы, помогающие в работе над развитием, музыкальным  образованием  и воспитанием детей.

ЗАДАЧИ.

1.  Развивать  потребность  к творчеству, двигательное воображение, фантазию. 2. Побуждать  к творческой  самореализации в исполнении  песен, танцев и постановочных  игр, в игре на детских музыкальных инструментах.

3. Формировать  умение  координировать движения с основными  средствами музыкальной  выразительности.

4. Побуждать  самостоятельно создавать, придумывать, творить образ.

Предполагает  учёт  индивидуальных  особенностей  ребёнка. У каждого имеются  свои  функциональные  возможности, по этому по разному  протекает  процесс усвоения  музыкального материала. Необходимо  воспитывать у детей  творческое  отношение к музыке, поощрять  стремление  к самостоятельному выразительному  исполнению  движений, образам песни, инструментальной  пьесы.

1. ПРИНЦИП  «НЕ  НАВРЕДИ». Необходимо  сохранять  и беречь  физическое  и  психологическое здоровье  детей, обеспечивать  эмоциональное  благополучие. Полноценное  творчество  ребёнка  возможно только в том  случае, если его жизненный  опыт, в частности музыкально-эстетические  представления постоянно  обогащаются, если  есть возможность  проявить самостоятельность. Также необходимо  внимательно  прислушиваться  к жалобам детей, не заставлять заниматься, если  они не хотят двигаться: это может быть началом  заболевания, а не проявлением  лени.

 Из своей  практики по развитию воображения  и творческих способностей детей  мы выявили:

Необходимое  условие  возникновения  детского творчества - это накопление  впечатлений  от восприятия  искусства, которые  являются  образцом  для  творчества, его источником.

Другое условие - накопление  опыта  исполнительства. В процессе музыкальной деятельности  у детей  развиваются  музыкальные  способности, ребята  приобретают  необходимые  умения, навыки, знания, для  того  чтобы иметь  возможность  выразить  свои  собственные  музыкальные  впечатления.

В песенном  творчестве: чтобы ребёнок смог  сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить  ладовое  чувство, музыкально-слуховые  представления, чувство ритма, т.е. основные  музыкальные  способности. Кроме  того для проявления  творчества  требуются  воображение, фантазия, свободная  ориентировка  в непривычных  ситуациях, умение применять свой  опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих  навыков, умение выражать в пении  определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно.  Лишь немногие дети обнаруживают  все эти  качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему  возрасту. Тем не менее песенное творчество мы начинаем  формировать начиная с младшего дошкольного возраста.

Музыкально-игровое и танцевальное  творчество: Ребёнок начинает  импровизировать, создавать « свой» музыкально-игровой  образ, танец, если у него  наблюдается  тонкое  восприятие музыки, её характера, выразительных  средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную  ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми  предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими  детьми  во время коллективной  импровизации  музыкально- игровых образов и танцевальных  композиций и т.д. Ребёнка мы приучаем вслушиваться  в музыкальное произведение, чтобы он умел  хорошо ориентироваться  в нём. Необходимо воспитывать  у детей творческое отношение  к музыке, стремление  к самостоятельному выразительному  исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной  пьесы. Полноценное  творчество  ребёнка в ритмике возможно  только в том  случае, если его жизненный  опыт, в частности музыкально-эстетические  представления, постоянно обогащаются, если есть возможность проявить  самостоятельность.

15 октября 2015 в 20:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.